Обмену опытом была посвящена и беседа на сессии о поиске талантов. К дискуссии о том, как заинтересовать школьников массово участвовать в конкурсах и олимпиадах, подключились не только организаторы таких мероприятий, но и учителя. Они указывали на неочевидные проблемы, с которыми можно столкнуться: к примеру, если сделать разветвленную сеть конкурсов в регионах, то вхождение победителей в олимпиадные списки и дополнительные плюсы для поступления могут привести к завышению баллов на местах и коррупции. Иногда разумнее награждать возможностями: стажировками, переводом в лучшие школы, бесплатными курсами в центрах подготовки к ЕГЭ. Кроме того, учителя, участвующие в обсуждении, указали на распространенную ошибку: желая вовлекать детей в массовые активности, организаторы забывают, что педагогу за месяц приходят десятки конкурсов с просроченным дедлайном, а многие ученики еще не умеют самостоятельно ставить долгосрочные цели и реализовывать проекты без кураторства. Привлечь уже мотивированных детей, отличников и олимпиадников, несложно. Рассчитывая на почти поголовное участие, нужно понимать желания и возможности «середнячков» и сделать задания и сам процесс интересными для тех детей, которым веселье и личный контакт важнее баллов и дипломов. Для пиара своих конкурсов и акций можно действовать не только через школы (сотрудники которых устали и не хотят дополнительной нагрузки), но и через родителей, а среди педагогов для сотрудничества выбирать «активистов», которым не сидится на месте (например, участников программы «Учитель для России»).
Главная активность второго и третьего дней Science Barcamp, впрочем, была лишь отчасти связана с темами сессий. Трек под названием «Смыслотон» призван помочь участникам поделиться идеями со всем миром. Поскольку «мир соткан из идей» (и смыслов), то их распространение должно менять реальность. Участники баркемпа предлагали свои идеи, стараясь сконцентрировать их коротко, емко и ясно, оттачивая посыл. Затем они рассматривали, как донести свою мысль, исходя из ожиданий и запросов конкретной аудитории, формулируя текстовое сообщение. На следующий день к работе подключились художники-мультипликаторы, которые оформили визуальный ряд для сопровождения этой информации, а участники команд озвучили ролики. Одним из голосов итоговых роликов стал, например, руководитель дирекции популяризации Фонда инфраструктурных и образовательных программ «Роснано» Сергей Филиппов.
Идеи для роликов были самыми разными. В десятке тем оказались и общие (как лесные пожары, способы превратить образование по скучному учебнику в игру, мотивация на пути к самосовершенствованию, важность общения с широкой аудиторией для ученого), и странные и неожиданные (например, влияние гомосексуальной некрофилии у птиц на наше понимание природы). Обсуждать и оттачивать формулировки по каждой идее вызвались пять-шесть участников и кураторы. По замыслу в каждой команде должен был оказаться хотя бы один проводник (человек, который разбирается в теме и может отвечать на вопросы), инопланетянин (тот, кто ничего не знает и готов новые вопросы задавать) и сборщик (который будет не защищать собственное видение, а собирать тезисы и мысли проводника в общую картинку для ролика). Формат подразумевает, что идею удастся «очистить от шелухи» и выразить коротко, емко и ясно всего за шесть часов. Участникам советуют опираться на то, что презентацию забудут, но нужно стараться «заронить зерно» в мысли аудитории, заранее подумать, что об этом ролике человек сможет вспомнить через неделю после его просмотра. По задумке организаторов, нужно представлять, какую проблему может решать такое видео, на что оно вдохновляет и к какому образу будущего — каким изменениям мира вокруг, человеческих целей и ценностей — может привести такая идея. Итоговые ролики сильно отличались и по стилю анимации, и по настроению, и по полноте описания идеи, но скучных среди них не было. Одни получились скорее рекламными роликами отдельных проектов (например,
конкурса научного видео или самого Science Bar Hopping), другие — призывами к размышлению о проблемах охраны окружающей среды, образования или о природе научного открытия. Ознакомиться с роликами
можно на YouTube-канале баркемпа.