Я уже провёл не один Смыслотон и каждый раз ощущаю какое-то чудо. Как такое возможно?
Ведь если этим же людям дать задание: разработать объясняющий ролик на такую-то тему, они будут долго про это думать, будут пытаться креативить визуальный ряд, затем скажут, что без бюджета это не возможно и нужно нанять копирайтера, затем уволят пяток копирайтеров и решат, что всё-же надо делать самим. А тем временем, уже месяц пролетел и ничего не сделано…
Смыслотон работает на разбуженной энергии участников, которая с помощью фасилитаторов, очень прицельно, шаг за шагом, фокусируется то на одной задаче, то на другой, но так, чтобы каждый шаг приближал группу к результату.
Знаниевый реактор Несколько лет назад, когда стал играть в Braindo (одна из реинкарнаций "Что? Где? Когда?"), я осознал, что кроме бодрствования и сна, у мозга есть как минимум, ещё одно состояние — турбо-режим. Находясь за игровым столом, всего за минуту, команда успевает обсудить десятки версий. Игровое время течёт замедленно. Минута — это бесконечно много!
В то же время, когда я в обычном состоянии, минута пролетает, а я даже половину мысли не успел подумать…
Интеллектуальной деятельностью нужно работать в состоянии активированного сознания. Вне этого состояния работать крайне не продуктивно и расточительно по отношению к собственной жизни. Но можно ли по своему желанию входить в такое ресурсное состояние?
Ответ — Да! Есть различные креативные разминки (например, друдлы). Мы их используем перед игрой. Но в рамках Смыслотона, для запуска турбо-мышления, используем технику знаниевого реактора коллайдерного типа.
Опытным путём я когда-то обнаружил, что в диалоге, где один человек излагает своё видение по какой-то теме, а второй с помощью вопросов пытается как можно больше понять, что именно по этой теме думает первый, то внутри такого диалога запускается турбо-мышление. Причём, как у первого, так и второго.
На Смыслотоне мы моделируем позицию первого с помощью роли Эксперта, а позицию второго — ролью Инопланетянин. Также мы поняли, что одного инопланетянина не достаточно. Нужно, чтобы Эксперт последовательно пообщался с тремя Инопланетянами (больше уже тяжело). И поскольку, в таких диалогах возникает много смысла, но Инопланетяне не могут их фиксировать, поскольку летают по разным Экспертам, и сами Эксперты не могут — они поражены проклятием знания (такое когнитивное искажение), есть третья роль — Сборщики. Чтобы не перегружать заметку, опускаю тут подробное описание ролей.
Всего за час работы знаниевого реактора мы решаем массу задач:
- Активируем турбо-мышление у всех участников интенсива
- Распаковываем кучу смыслов в каждой теме
- Выравниваем понимание темы у разных участников групп
Главная мысль Вы наверняка бывали на разных конференциях и слышали массу выступлений. Какие-то из них даже были очень яркими и возможно, даже у вас сохранилось сильное эмоциональное переживание. Но я больше чем уверен, вы не вспомните о чём конкретно говорили все эти люди. Этот печальный факт важно принять когда вы приступаете к созданию своей презентации, или объясняющего ролика. Через сутки люди забудут что вы говорили!
Однако, некоторые презентации будут всё-же отличаться от других. Вы можете вспомнить ключевую идею, которую пытался донести докладчик. Поэтому прежде всего, важно для себя решить, какова Главная Мысль вашего сообщения. У меня на этом месте возникает военная метафора: главная мысль — это как боеголовка, а сообщение, или презентация — средство доставки, и очевидно, что цель — сознание аудитории. В каком-то смысле мы все — участники информационных войн, где одни идеи и концепции сражаются с другими идеями и концепциями, а люди лишь среда в которой те живут и распространяются.
Возвращаемся к главной мысли. На самом деле, её сформулировать довольно сложно. Часто получаются банальности. Как банальность отличить от чего-то стоящего?
Мы обнаружили работающий приём — использовать слово "Оказывается". Оказывается, слово "оказывается" обозначает удивление, открытие, инсайт. И если с вами когда-то случилось нечто подобное, когда вы вдруг что-то осознали, то вы можете поделиться своим открытием — такое своё переходное состояние и стоит зашивать в качестве главной мысли в сообщение. Не привожу здесь примеры, попробуйте сами расшифровать главную мысль каждого ролика.
Композиция сообщения Борцы знают, что для того, чтобы выполнить приём, необходимо провести захват. Сообщение начинается с Присоединения — своеобразного захвата внимания. Первое, что делает внимание с сообщением, которое попало в его поле зрения — пытается ответить на вопрос "оно меня хоть как-то касается?". И если да, то включается, в противном случае — переключается на что-то ещё. С присоединения начинается любое общение. Помните Маугли?